Жизнь святого Вишну Тиртхи

Жизнеописание Вишну Тиртхи, родного брата Шри Мадхвачарьи из книги «Мадхвачарья – учитель мира» (15 глава, тексты 91 – 119)

 91. Полная луна дарует свет и устраняет жар своими прохладными лучами. Вследствие неразрывной связи с лучезарным, как полная луна, Мадхвой, купаясь в потоке амброзии его сияния, его добрые родители полностью освободились от невежества и скорби. Поэтому с течением времени они покинули этот бренный мир и вознеслись в вечное царство Господа, на Вайкунтху. Младший же брат Мадхвы продолжал жить в родительском доме.

92. Тогда нахмурились брови судьбы, и все богатство, скот и запасы зерна были вскоре утрачены оставшимся без попечения братом Мадхвы. К тому времени он уже стал великим знатоком Вед, достигшим уровня зрелой отрешенности от всего мирского. Вот при каких обстоятельствах младший брат прибыл к Мадхве, славному учителю Вед.

93. Хотя брат, склонившись у стоп Мадхвы, умолял его немедленно даровать ему сан отречения, Мадхва, видя, что должное время для этого еще не настало, велел ему до поры возвращаться домой, в деревню.

94. Тогда, живя дома, мудрый брат Мадхвы практически перестал есть, спать и даже улыбаться. Он терпеливо ожидал времени принятия санньясы и с благоговением медитировал на старшего брата, подобно тому, как некогда царевич Бхарата постоянно медитировал на своего старшего брата, Господа Раму.

95. В то время Мадхва вновь посетил царя Джаясимху. По окончании же осеннего сезона шарад, наделенный достоинствами великой личности Мадхва покинул царя, что было нелегко, ибо разлука с возлюбленным учителем причиняла боль святому монарху. Мадхва тогда прибыл на родину в Паджака-кшетру.

96. Там Мадхва дал младшему брату посвящение в отрешенный образ жизни, санньясу. Его брат обладал всеми необходимыми для этого качествами. Он был отпрыском чистой семьи дваждырожденных брахманов и превосходно знал священные тексты Вед. Он был чист душою и телом, и достойно выплатил долг служения своим престарелым родителям. Вкусив неприглядных плодов мирского наслаждения, он развил зрелое отречение от них.

97. Мудростью равный Господу Брахме, Мадхва преподал брату очень сокровенную духовную науку брахма-таттву, которую не способны постичь даже великие аскеты, совершающие суровое подвижничество панча-тапас.

Примечание: Аскетический подвиг панча-тапас означает добровольное самоистязание жаром пяти огней. Аскет разжигает вокруг себя четыре костра по четырем сторонам света, а пятым огнем становится палящее с неба солнце.

98. С улыбкой на умиротворенном лице, источающем нектар любви к Богу, Прити-Тиртха (Ананда-Тиртха) дал новому санньяси имя Шри Вишну-Тиртха.

99. Брат великого учителя Веданты, Мадхвы, не тратил времени попусту, он  постоянно был занят слушанием, обсуждением и обдумыванием текстов «Веданта-сутры».

Примечание: В ведическое изучение писаний включается способность в точности повторить услышанные от учителя тексты, а затем полностью усвоить их смысл через обдумывание и обсуждение.

100. Посредством постоянного контроля чувств, искренней преданности и любовного служения, Вишну-Тиртха сумел взрастить нежный росток милости учителя к нему в великое дерево духовной зрелости.

101. Мадхва, подобный небесному древу желаний калпа-друме, пролил на Вишну-Тиртху безграничную милость.  Поэтому слава Вишну-Тиртхи неописуема в словах. Все же, следуя страстному желанию сердца, я скажу о ней кое-что.

102. Мудрый Вишну-Тиртха стал очень искусен в проповеди. Через безупречное повторение мантр, таких как ом-кара, он достиг многих совершенств и твердо решил стать первым среди слуг Мадхвы.

103. Однажды Вишну-Тиртха отправился в паломничество в Северную Индию. Там он не только сам очистился, омывшись в священных водоемах — тиртхах, но и освятил эти тиртхи своим прикосновением.

104.  Вишну-Тиртха смог подняться на священную гору Харишчандру, которая является идеальным местом для совершения аскетического подвига. На этой горе обитают многие святые аскеты, полностью свободные от материальных желаний. Обычные люди не могут даже приблизиться к этой обители.

105. Свободный от зависти, добродетельный Вишну-Тиртха осознал, что огонь страданий, порожденных двойственностью мира, продолжает гореть до тех пор, пока мы его кормим, принимая земную пищу. Поэтому он твердо решил полностью отказаться от еды.

106. Преданные ученики Вишну-Тиртхи приходили к подножию горы и молили его вкусить всего лишь панча-гавью, смесь из пяти продуктов коровы (молока, йогурта, топленого масла, мочи и навоза), поэтому Вишну-Тиртха пил небольшое количество панча-гавьи каждый пятый день.

107. Вскоре он отрешился и от этой пищи и приступил к величайшему духовному подвигу, во время которого питался лишь опавшими листьями священного дерева билвы и водой.

108. Совершая все необходимые ритуалы поклонения Господу и полностью управляя умом, Вишну-Тиртха долгое время сидел в медитации на холодном камне, на котором обычные йоги, лишенные особой милости Господа, не были бы способны высидеть даже один день.

109. Младший брат бога ветра Паваны (Мадхвы) обуздал движение воздушных потоков в своем теле с помощью особого метода дыхания — пранаямы. Так, искусно управляя колесницей ума, он сумел полностью обуздать лошадей своих пяти чувств в их страстном стремлении к объектам плотских наслаждений.

110. Сведущий в духовной науке Вишну-Тиртха постоянно медитировал на облик Господа Мурари-Кришны. Так, с помощью практики бхакти-йоги, он достиг стадии самадхи, полного умиротворения души.

111. Полностью погрузившись в созерцание прекрасного облика Господа Мукунды, океана блаженства бессмертия и прочих достояний, Вишну-Тиртха совершенно перестал осознавать внешнюю реальность этого мира.

Примечание: Существует классификация двух уровней самадхи. Первый уровень называется сампрагьята самадхи, духовный транс, во время которого преданный все еще воспринимает внешнюю реальность мира. Второй, более высокий уровень духовного транса называется асампрагьята самадхи. Пребывая в таком исполненном блаженства состоянии, человек не воспринемает внешнюю реальность мира. Эта стадия совершенства была достигнута Вишну-Тиртхой.

112. Драгоценный камень среди йогов, Вишну-Тиртха полностью освободился от всех материальных желаний и ненависти. Его разум был озарен истинным духовным знанием. Теперь ничто, кроме вечного царства Господа, не могло быть для него достойной целью.

113. В то время Господь Мадхвы (Шри Кришна) пролил на младшего брата Мадхвы такую непостижимую милость, которую мы не беремся даже описывать из-за исключительной ее конфиденциальности.

114. Небожители в восторге воскликнули: «О, как велика слава служения непревзойденно мудрому Мадхве! Удачливый Вишну-Тиртха посредством такого служения обрел редкое духовное совершенство даже в век Кали!»

115. У Вишну-Тиртхи был ученик по имени Анируддха-Тиртха, который был очень строг в соблюдении обетов, обладал обширными познаниями в ведических науках, славился своим искусством логики и обладал  способностью воспринимать сверхчувственную духовную реальность.

Примечание: Анируддха-Тиртха стал первым настоятелем Субрахманья-Матха, одного из главных монастырей, основанных Мадхвой в Южной Индии, в штате Карнатака.

116. Однажды, уже после ухода Мадхвы из видимого присутствия в обществе людей, Вишну-Тиртха, по просьбе  Анируддхи-Тиртхи, посетил Удупи. Люди подумали, что это всезнающий Мадхва вновь пришел благословить их, настолько Вишну-Тиртха был похож на него.

117. У Вишну-Тиртхи был другой славный ученик, Вьяса-Тиртха, бриллиант среди поэтов. Он был очень эрудированным и отрешенным. Мадхва любил слушать его речь, сладкую, словно пение  попугайчика.

Примечание: Вьяса-Тиртха стал первым настоятелем Соде-Матха, одного из восьми монастырей Мадхвы в Удупи.

118. Вишну-Тиртха даровал Вьяса-Тиртхе особую милость, в результате чего тот стал выдающимся ученым. Его глубокие духовные познания приводили людей в восхищение.

119. Вишну-Тиртха очень дорог Господу Хари. Чтобы продолжить свой подвиг, он взошел на величайшую гору Кумара в Южной Индии. Место, где он находится, сейчас не доступно для обычных людей, это гора — излюбленное место полубога Сканды.

Примечание: Хришикеша-Тиртха в своем труде о цепи ученической преемственности «Сампрадая-падхати» говорит, что Вишну-Тиртха будет совершать свой подвиг на горе Кумара до того времени, пока под влиянием Кали-юги учение Мадхвы почти полностью не исчезнет с лица земли. Тогда он спустится с гор и восстановит духовную традицию. Книги Мадхвы, которые Вишну-Тиртха будет использовать в будущем для проповеди, заблаговременно были выгравированы на медных пластинах и спрятаны в колодце в местечке Каттила, находящемся в восемнадцати километрах от Канва-тиртхи и в двадцати пяти километрах от Мангалора.