Вадираджа Тиртха

Вадираджа ТиртхаШри Вадираджа Тиртха Свами (1480–1600)

Краткая история жизни

Вадираджа прожил 120 лет и 112 лет из них он находился в почетном статусе отрешенного санньяси. Он был настоятелем монастыря Содэ-Матха в Удупи. Он получил посвящение у знаменитого проповедника Вьясараджа-Тиртхи.

Имея множество других достоинств, Вадираджа особенно прославился как великий преданный Господа Хаягривы. Вот какая удивительная история бытует о нем в Удупи. Однажды один мастер скульптуры хотел изготовить форму полубога Ганеши из золотого сплава. Он залил расплавленный метал в подготовленную форму, но вместо головы слона у божества вышла голова лошади. Скульптор сделал несколько попыток, но у него так ничего и не вышло – божество вновь и вновь получалось с головою лошади. Тогда сильно раздосадованный, он бросил это божество в мастерской и отправился домой.

В ту ночь Шри Вадирадже приснился божественный сон, в котором ему явился Господь Хаягрива (Властелин Вед, Господь с головой лошади). Хаягрива попросил, чтобы Вадираджа взял Его божество, изготовленное скульптором, и начал Ему храмовое поклонение. В тоже время Хаягрива явился во сне и скульптору. Он благословил его милостью и велел вручить новое божество Вадирадже.

На другой день, шествуя в торжественной процессии, Вадираджа принес божество Хаягривы в монастырь Содэ и начал Ему ежедневно поклоняться с любовью и преданностью. Как известно, лошади особенно любят блюда из гороха. Чтобы удовлетворить Господа Хаягриву, Вадираджа начал ежедневно предлагать ему особое сладкое блюдо мадди, которое готовится из лущеного и толченого гороха маша, топленого масла, тростникового сахара и тертого кокоса. Вадираджа ставил поднос с мадди себе на голову и, читая молитвы для предложения пищи Богу, погружался в медитацию на Господа Хаягриву. Отвечая на зов чистой преданности Вадираджи, Господь приходил в облике белой лошади. Подходя со спины Вадираджи, Хаягрива ставил передние копыта ему на плечи и вкушал мадди с подноса. После вкушения на самом краю блюда Господь всегда оставлял небольшое количество сладости, как прасадам (милость) для Вадираджи.

Так как от приготовленного блюда практически ничего не оставалось, некий завистливый служитель храма начал обвинять Вадираджу, что он сам каждый день съедает всё это роскошное сладкое блюдо и не желает делиться с другими. Томимый ненавистью, он однажды подсыпал в мадди яд, желая причинить вред безгрешному Вадирадже. Не догадываясь об этом, Вадираджа, как обычно, поставил тарелку с подношением на голову и начал звать Господа Хаягриву. Однако в этот раз привычный стук лошадиных копыт не послышался. Подумав, что, видимо, он невольно совершил какое-то оскорбление Господу, Вадираджа взмолился со всей искренностью, прося о прощении. Тогда Господь вновь пришел, но в этот раз Он съел всё мадди, не оставив ни крошки. Вадираджа был очень удивлен и вдруг обнаружил, что божество Хаягривы все посинело. Вадираджа вновь начал молить Господа о прощении за возможные апарадхи, и тогда Господь явился ему ночью во сне и все объяснил. Хаягрива сказал, что человек, подложивший в мадди яд, умрет за совершённый им грех этой же ночью. Кроме того, чтобы Ему Самому избавиться от действия съеденного яда, Хаягрива попросил, чтобы Вадираджа покормил Его в качестве противоядия другим продуктом (овощем), обладающим свойствами, напоминающим действие яда. Блюда из него следовало готовить Господу в течение сорока восьми дней. Чтобы вырастить этот овощ, Хаягрива дал Вадирадже особые семена и велел отдать их брахманам из деревни Матту, что расположена неподалеку от Удупи.

Волею провидения эти брахманы сами пришли к Вадирадже и стали жаловаться на свою нищету. Тогда Вадираджа вручил им семена, полученные от Господа, и сказал, что выросший из них овощ станет в будущем источником процветания для всей деревни. Через сорок восемь дней из семян выросли колючие растения, принесшие невиданный доселе сорт зеленых баклажанов. В свежем виде эти баклажаны имеют несколько вяжущий вкус, но если их помочить в воде, вода становится черной, а баклажаны приобретают чудесный вкус и аромат. С помощью такой несложной обработки баклажаны освобождаются от некой ядовитости, которую и имел в виду Господь Хаягрива. Вадираджа начал предлагать Господу блюда с этими баклажанами в течение сорок восьми дней, и так яд вышел из божества Господа. Хотя баклажаны считались не пригодными для кухни божеств в то время. С тех пор стало традицией кормить Господа Кришну этими особыми баклажанами, которые теперь носят название Вадираджа-Гулла. Удивительным является то, что этот сорт баклажанов до наших дней произрастает только в избранной Господом Хаягривой деревне Матту.

Помимо официальной резиденции в храме Кришны в Удупи, у Вадираджы был еще загородный монастырь на берегу реки Шалмали в небольшой деревне Содэ, что находится рядом с городом Ширши в северной части штата Карнатаки. В 1582 году Вадираджа основал там храм Господа Тривикрамы.

Удивительно то, что силою своего необычайного духовного совершенства, Вадираджа стал неподвластным закону смерти. Свидетельством тому является его необычный уход из физического присутствия в этом мире. Вадираджа прожил в добром здравии ровно 120 лет, два полных астрологических цикла из шестидесяти лет каждый. Далее, решив, что его миссия пребывания на Земле подошла к концу, на последний день своего рождения Вадираджа живой вошел в самадхи – мавзолей, называемый «Вриндаван», и погрузился в глубокую медитацию на Господа, оставив таким образом свое тело памятником преданности Богу. Его самадхи «Вриндаван» расположен в деревне Содэ. С тех пор этот самадхи стал великой святыней, которой люди до сих пор поклоняются. Вадираджа заверил своих последователей, что он на благо будущих поколений будет сохранять свое духовное присутствие в этом самадхи до конца Кали-юги. Таким образом, он и сегодня через свой самадхи-«Вриндаван» ниспосылает благословения и защиту на преемников культа вайшнавов.

Особый интерес также составляет «Свапна-Вриндава-Акхьяна» («Рассказ о снах из Вриндавана»), автобиографическая работа Вадираджи, которую он мистическим образом передал миру уже после своего ухода в самадхи. Произошло это вот как.

Один глухой неграмотный брахман при жизни Вадираджи был его личным слугой. Так вот через несколько лет после того, как Вадираджа покинул мир и вошел в самадхи-«Вриндаван», Вадираджа начал являться ночью во сне этому слуге-брахману. В течение нескольких недель Вадираджа читал ему по частям стихи поэмы, а слуга, проснувшись, отправлялся к новому настоятелю монастыря и пересказывал все то, что слышал ночью от Вадираджи. Так все произведение было записано на санскрите, но в то время возникли трудности с пониманием значения стихов. Прошли годы, и глухой слуга умер, но, родившись вновь, он стал санньяси и главой монастыря в цепи преемственности, идущей от Вадираджи. Он тогда сам смог объяснить значения стихов, полученных им во сне от Шри Вадираджи.

Вот такой неувядающей славой овеяна жизнь великого святого Шри Вадираджа Тиртхи. Некоторые из наиболее известных сочинений Вадираджи представлены мной в книге «Молитвы дарующие защиту», изучая их, можно ощутить его искреннюю заботу о духовном прогрессе всего человечества. Блистая эрудицией, Вадираджа запечатлел в своих молитвах яркие темы, которые находят отклик в сердцах людей во все времена.

ѕ ѕ ѕ

Вадираджа Тиртха
Бронзовая фигурка святого Вадираджи Тиртхи, принадлежавшая его маме