Тайны Рамаяны

Анонс! В снентябе 2017 выходит в свет новая книга «Тайны Рамаяны», явленные учителем мира — Шри Мадхвачарьей. (Философская книга, Москва, 300 страниц)

Об оригинале книги

Эпос «Рамаяна» – бесценный бриллиант литературы древней Индии. В нем достоверно описывается приход в мир Шри Рамы, полной аватары Верховного Господа, Вишну. В соответствии с сохранившимися историческими хрониками его составил в стихах на санскрите знаменитый мудрец-подвижник Валмики Махариши миллионы лет назад. Бессмертный сюжет «Рамаяны» способен восхитить и заинтриговать даже самого искушенного читателя, ведь в нем ведется рассказ о победе добра над злом поистине вселенского масштаба! Это история о божественно чистой любви, полная увлекательных приключений и всевозможных чудес.

Как и многие другие труды древности, эпос «Рамаяна» полон сакрального смысла. В особенности он ценен тем, что в нем систематически излагается важнейшая из наук – адхьятма-видья, т.е. учение о душе, Боге и вечных взаимоотношениях обоих. Согласно «Бхагавад-гите» (10.32) адхьятма-видья,  как  ЦАРЬ всех наук, есть основополагающее коренное учение священных Вед. Как известно, такого уровня сокровенное знание открывается искателю истины исключительно по милости духовного учителя гуру.

В этой связи сей предлагаемый вниманию читателя краткий пересказ «Рамаяны», авторства великого святого учителя Шри Мадхвачарьи (1238–1317 г.), имеет необычайную ценность. Шри Мадхвачарья изложил здесь всю «Рамаяну» в 661 санскритских стихах собственного сочинения, отмеченых безупречным совершенством стиля. Причем, он явил миру особое произведение, относящееся к категории нирная, т.е. вероучительный трактат, систематически, шаг за шагом разрешающий кажущиеся смысловые противоречия, встречающиеся, как в самой «Рамаяне», так и в иных смежных священных книгах, описывающих явление Шри Рамачандры.

По этому поводу в седьмой главе (тексты 125-127) сам Мадхвачарья пишет: «Данный божественный рассказ составлен мной (Мадхвачарьей), основываясь на текстах множества книг «Пуран», «Панчаратры», «Махабхараты», «Вед» и самой великой «Рамаяны». Некоторые утверждения писаний порой будто бы противоречат традиционному пониманию истины. Поэтому, чтобы разрешить эту проблему – по милости Господа Вишну и, полагаясь на ясность своего разумения, а еще путем грамотной интерпретации – я привел их в согласие с классическими постулатами, составляющими основу духовной науки. Данное послание основательно осмысленно мною и согласованно с утверждениями не одного, но множества священных текстов, имеющих отношение к различным историческим периодам (начиная с самого зарождения мироздания). Поэтому нет ни малейшей нужды сомневаться в достоверности представленных здесь толкований».

 В действительности это произведение Мадхвачарьи, публикуемое нами под заголовком «Тайны Рамаяны», является частью более обширного его труда, именуемого «Махабхарата-татпарья-нирная», в совокупном объеме состоящего из 5180-ти санскритских текстов. Дело в том, что Мадхвачарья, явив очень серьезный подход к теме толкования прихода Бога в мир в форме различных Его аватар, счел необходимым объяснить четкую духовную связь между играми Господа Рамы и Господа Кришны. Для этого он объединил «Рамаяну» и «Махабхарату» в одно произведение с единым, последовательно развивающимся сюжетом. Но и на этом автор не ограничился – он представил в книге еще более широкий план, в виде краткого описания всех десяти аватар, принимаемых Господом в период ныне текущего созидательного цикла, именуемого Вайвасвата манвантара (эпоха прародителя Вайвасваты Ману, продолжительностью в 306 720 000 земных лет).

Итак, эта книга «Тайны Рамаяны» включает в себя подробный перевод и необходимые объяснения глав с 3-ей по 9-ю из труда Мадхвачарьи «Махабхарата-татпарья-нирная». Издание также дополнено выдержками из первой и третьей глав оригинала, составившими тематический раздел: «Таинство созидания мира в изложении Шри Мадхвачарии». Должно упомянуть, что русскоязычный перевод всех остальных глав этого же произведения, издан нами отдельно в двух томах под титулом «Тайны Махабхараты, явленные учителем мира Шри Мадхвачарьей».

Истолковывая тайны «Рамаяны», Мадхвачарья убедительно рассказывает, что самым выдающимся слугой Господа Рамы был доблестный герой рода обезьян – Хануман, первое воплощение бога Ветра, Ваю. Далее, объясняя сокровенный смысл «Махабхараты», он приводит великое множество свидетельств о том, что лучшим помощником Господа Кришны в осуществлении Его земной миссии стал Пандав Бхимасена – второе воплощение бога Ветра. И наконец, ссылаясь на гимны Вед («Балиттха-сукта», «Риг-веда» 1.141.1-5 и другие), Мадхвачарья указывает, что сам он, как третье воплощение Ваю, имеет особые духовные полномочия для распространения божественного знания. Таковы весьма неординарные откровения, содержащиеся в данном писании. Ваю, как бог дыхания жизни праны, с Божьей помощью незримо закладывает основу жизни всех и каждого. Однако понять его великие деяния, направленные на всеобщее благо, порой нелегко в силу их чрезвычайной сокровенности. В этой связи комментаторы оригинала цитируют известную санскритскую пословицу: «То, что ясно видно для находящихся на вершине горы, недоступно зрению других, всё ещё стоящих у ее подножия, даже если они предельно высоко задерут свои шеи».

Весьма объемный труд, «Махабхарата-татпарья-нирная», по праву прославляется как Magnum Opus – вершина литературного творчества Мадхвачарьи. Ведя нить повествования, автор достоверно излагает события, поступки и характеры героев «Рамаяны» и «Махабхараты», а где необходимо, тщательно разъясняет темы, кажущиеся противоречивыми. В качестве обоснования своих глубокомысленных толкований он всегда проводит личностный анализ характеров участвующих персонажей и неоднократно выявляет глубинные корни-предпосылки их тех, либо иных поступков, а именно: природу душ разных героев, фактор влияния кармы, идущий из их прошлых воплощений, а также различные судьбоносные благословения или проклятия, заслуженные героями ранее.

Повествование Мадхвачарьи снабжено здесь многими важными дополнениями, позаимствованными из таких ведических писаний как: «Вишну-пурана», «Бхагавата-пурана» и других книг Пуран, относящихся к категории саттвика («благостных»). Дабы раскрыть некоторые тайны послания, он тщательно сопоставил различные версии рассказов, встречающихся не только в «Рамаяне», но и других писаниях – и в результате с необычайно ясностью выявил их общую смысловую линию в своем исполненном духа преданности Богу повествовании.

Другим примечательным достоинством предлагаемого изложения «Рамаяны» является то, что помимо детального пересказа историй, уже самих по себе удивительных, автор с великим тщанием раскрывает глубокое этическое и теологическое послание эпоса. Читателю предоставляется уникальная возможность буквально «из первых рук», от посвященного во все перипетии событий и прямо уполномоченного Богом учителя, получить информацию о социальном устройстве древнеиндийского общества ариев. Ведь та цивилизация имела в качестве своего фундамента высокую духовную культуру, покоящуюся на божественных принципах Вед.